Скуз и Хамильтон в серьезной компании

В ближайшие выходные стартует 1-й этап Турингового Кубка Европы ЕТСС. В его высшем классе S2000 на старт выйдет также 3-кратный Чемпион Украины Игорь Скуз. В борьбе за чемпионский титул ему будут противостоять 16 соперников, среди которых можно встретить и пилота с фамилией Хамильтон.

Нет, конечно, Льюис пока не перебирается в кузовные гонки и, по-прежнему, остается верен своей новой «трехлучевой» команде в «Формуле-1». Речь идет о его младшем брате Николасе, делающем свои первые шаги в автоспорте. Он провел два сезона в британском «Кубке Рено Клио» (British Renault Clio Cup) и в этом году решил попробовать свои силы в ЕТСС. Но скорее не он является главным соперником для украинца. Традиционно на ЕТСС собираются сильнейшие пилоты со всей Европы, Чемпионы своих национальных первенств, набирающаяся опыта молодежь, а также «умудренные» опытом ветераны. Список заявившихся на 1-й этап ЕТСС сезона 2013, который пройдет на легендарной скоростной итальянской трассе «Монца», полностью подтверждает эти традиции.

«Зубры»

К ветеранам можно смело отнести Питера Рикли. 43-летний швейцарец уже много лет руководит своей собственной командой. Начиная с середины 90-х, он несколько лет выступал в немецком туринговом «Вызове» (German Touring Car Challenge), а с середины 2000-х в чемпионате German ADAC Procar Championship,который по популярности в Германии уступает разве что знаменитой DTM. Не так давно, в 2008-м и 2009-м годах Рикли за рулем Honda Accord становился вице-Чемпионом этого первенства в его наивысшем «Дивизионе 1». Также Питер регулярно стартовал и в рамках ЕТСС, а в прошлом году стабильное выступление в течении всего сезона позволило ему занять II-е место по итогам года. Традиционно Рикли вновь будет выступать за рулем Honda, в этот раз модели Civic FD S2000.
Еще одним ветераном является регулярно стартующий в кузовных гонках еще с 90-х Роланд Хертнер. В 2004-м году он завоевал 2-е место в немецком моно-Кубке German Alfa 147 Cup, а в следующем году на этом же автомобиле стал Чемпионом в дизельном классе Немецкого Чемпионата для «продакшена» (German Production Car Championship). Несмотря на то, что возраст Хертнера перевалил за символический возрастной рубеж в 50 лет, 2009-й год он закончил 3-м в общем зачете German ADAC Procar Championship, а в 2010-м с пятью победами стал его Чемпионом! Именно «умудренного опытом» Роланда, выступающего на BMW 320si, подготовленной одной из сильнейших европейских команд Liqui Moly Team Engstler, следует рассматривать как одного из главных фаворитов ЕТСС в этом году, по крайней мере, из «старой гвардии».
К ней также можно отнести и напарника Хертнера – 42-летнего Кристиана Фишера. В далеком 1991-м году швейцарец стал Чемпионом в немецкой «Формуле Форд 1600» (German Formula Ford 1600 Championship), а следующий год закончил бронзовым призером в престижной, на тот момент, европейской формульной серии Formula Opel Lotus Euroseries. В те времена среди соперников Фишера числились такие пилоты как Алекс Вурц и Йос Ферстаппен. После этого в гоночной карьере Кристиана был большой перерыв почти в 10 лет, но в конце 2000-х он вновь вернулся «в руль», в этот раз в кузовном German ADAC Procar Championship где 2011-й год он закончил первым вне подиума, на 4-м месте. Швейцарец также регулярно стартовал в ЕТСС. В этот раз «под ним» будет BMW 320si E90.
На аналогичных автомобилях, традиционно раскрашенных в бирюзовый цвет, будут выступать и два турецких пилота, также являющихся опытными бойцами и без преувеличения одними из сильнейших кольцевиков своей страны. 43-х летний Ибрагим Окйай стартовал в ралли в начале 90-х, где несколько раз становился вице-Чемпионом Турции. В конце 90-х он начал выступать и в кольце, где уже в 1997-м стал Чемпионом Турции в «продакшене» (Group N). В следующем году Ибрагим уже был 2-м в общем зачете, после чего завоевал Чемпионский титул в «продакшене», а также стал Чемпионом Турции в «подъеме на холм» (Turkish Hillclimbing Championship). И это было только начало: Чемпион в 2001-м году, 2-й в 2002-м, 3-й в 2003-м, 3-й в 2006-м в наивысшем классе «2000» и, наконец – Чемпион Турции в 2007-м году снова за рулем BMW.
Помимо этого у Ибрагима имеется опыт выступлений в туринге на самом высоком уровне в Чемпионате Мира WTCC, где по итогам 2008-го года он стал 6-м в Трофее независимых (не заводских) пилотов. После этого мирового «вояжа» Окйай дважды подряд подтвердил свой титул Чемпиона Турции в 2009-м и 2010-м годах в наивысшем классе Group Maksi. Также Ибрагим в последние годы почти не пропускает гонки Европейского Кубка ЕТСС, где его лучшим результатом стало 4-е место в 2010-м году. Напарником Окйайя по команде Borusan Otomotiv Motorsport является Айтац Битер (47 лет). В начале 2000-х он выступал в турецком Чемпионате «Формулы-3», где Битер стал вице-Чемпионом в 2006 году, после чего пересел в «кузов». 2007-й год он закончил 2-м в группе «2000», а начиная с 2008-го года на BMW 320si три раза подряд становился Чемпионом Турции в Super Group. Битер также стал завсегдатаем ЕТСС, где по итогам 2012-го года он оказался 5-м.
Игорь Скуз будет выступать на автомобиле, подготовленном испанской командой Campos Racing. Коллектив родился в конце 2012-го года путем слияния известного одноименной формульной команды и не менее известной туринговой – SunRed Engeniring. После ухода заводского Seat из Чемпионата Мира WTCC именно SR представляла испанскую марку на самом высоком мировом уровне. Напарником украинца в сезоне 2013 будет умудренный многими годами выступления в «кузовах» Вольфганг Тремл. Австриец начал свою карьеру еще в конце 80-х в итальянском туринге, а в 1993-м году он стал Чемпионом у себя на родине, плюс победил в Немецком туринговом Трофее (German Touring Car Trophy). После этого Тремл еще несколько раз входил в призовую тройку по итогам года в Австрийском туринговом Чемпионате (АТСС), а также составлял конкуренцию немцам в различных кузовных сериях. После небольшого перерыва Тремл стал 2-м по итогам года в Немецком Чемпионате German DMSB Production Car Championship ( 2005 год), а в последние годы является одним из стабильных «середняков» в German ADAC Procar Championship. Как и Скуз, в ЕТСС Вольфганг будет стартовать за рулем SEAT León 2.0 TFSI категории Super 2000.

«Зубастая поросль» и российский десант

Среди более молодого поколения нынешних участников ЕТСС особо выделяется Петр Фулин. После пары вторых мест в различных национальных кузовных моно-сериях, чех перебрался в горячо оспариваемый немецкий «Кубок Сеат Леон» (German SEAT León Cup), где на его счету имеется несколько побед и 4-е места по итогам 2010-го и 2011-го годов. Сезон ЕТСС-2012 на Фулин закончил на 3-м месте, запомнившись многим своей агрессивной ездой. В этом году компанию ему составит пара молодых и довольно перспективных пилотов. Так Мато Хомола после нескольких лет в картинге, в 2010-м стал 2-м как Словакском, так и в Чешском туринговых Чемпионатах в классе 1,4 литра. В 2011-м году, в возрасте 17 лет, Хомола и вовсе завоевал титул Чемпиона Словакии в 2-литровом классе, а также выиграл Трофей ФИА центрально-европейской зоны в этом же классе (FIA Central European Zone Circuit Trophy) и стал 2-м в Польском туринговом Чемпионате! Теперь же за рулем BMW 18-летний словак намерен серьезно побороться за призовые места в ЕТСС.
Микалу Матейовски – 27 и позади немало сезонов не только в картинге (он начал им заниматься еще в конце 90-х), но и немало стартов в различных чешских кузовных сериях, где его наивысшим достижением стало 3-е место в Czech Škoda Octavia Cup в 2007-м году. После этого чех три года выступал в SEAT León Eurocup, а 2011-й год выступая на Audi A4 он закончил вице-Чемпионом Чехии. О потенциале Матейовски говорит один простой факт – в 2012-м году в рамках ЕТСС он принимал участие только в одном этапе в Словакии, где завоевал победу в первой гонке и стал вторым во второй…
Если чех в этот раз своим «оружием» избрал BMW, а всего на «баварцах» в «Монце» должны стартовать 11 пилотов, то Дусан Боркович, как еще трое, включая Игоря Скуза, поедет на SEAT León 2.0 TFSI S2000. На счету этого 28-летнего серба три призовых места по итогам года в местном Чемпионате – Serbian National-Class Championship в 2002-2004-х годах, чемпионский титул сначала в сербском подъеме на холм (Serbian Hill Climbing Championship) в 2010-м году, а затем и титул Чемпиона Европы в 2012-м году в этой же дисциплине.
В ЕТСС 2013, по крайней мере, в его первом этапе, примет участие целый «российский десант», причем сразу четверо пилотов выступят соперниками украинца в классе S2000. Особо опасен может оказаться Михаил Грачев. За плечами 24-летнего гонщика удачная карьера в картинге, кроссе и треке, а в прошлом году Михаил завоевал титул Чемпиона России в классе «Туринг-лайт». Крайне интересна фигура Олега Петрикова, взявшего перерыв в своей гоночной карьере по причине назначения на ответственную должность Генерального директора автодрома «Смоленское кольцо». Однако перед этим Олег успел пройти несколько сезонов в кольце: «Кубок Фольксваген Поло», 4-й по итогам 2004-го года в Чемпионате России в классе «Туринг-лайт», а затем и 4-е место в наивысшем первенстве России – RTCC-2006 за рулем BMW. Петриков немало выступал и за рубежом, став 5-м по итогам 2007-го года в Dutch Supercar Challenge, а также с переменным успехом провел три сезона в европейском моно-кубке SEAT Leon Eurocup.
Нельзя не сказать и о том, что хотя в ЕТСС зачет ведется раздельно, пилоты моно-кубка Single Make Trophy, где они выступают на SEAT León turbo, могут серьезно «потрепать нервы» лидерам класса S2000. Это наглядно продемонстрировал прошлый год, когда SMT дебютировали в ЕТСС – пару раз даже лидеры S2000 с трудом защищали свои позиции от пары фаворитом моно-класса. Причина этого кроется в том, что по сути турбированные «испанцы» SMT почти не уступают в мощности атмосферным машинам класса S2000 (разница не более 10-20 л.с.). Более того, на «Монцу» заявились сразу 10 участников этого класса, также со всех частей Европы: Андреас Пфистер по итогам прошлого года стал 2-м в рамках ЕТСС в классе SMT, Норберт Наджи – Чемпион Венгрии 2010-го года в 1,6-литровом классе и Победитель венгерского SEAT León Super Cup, Аурелин Комте – бронзовый призер 2012-го года во французском SEAT León Supercópa, а Николай Карамышев – Чемпион ЕТСС в классе Super Production по итогам прошлого года. (С этого сезона SP больше не входит в ЕТСС).

Всего пелетон 1-го этапа ЕТСС должен насчитывать 36 пилотов, что превышает стартовое поле этапа Чемпионата Мира WTCC! (Первые три этапа ЕТСС будут проводиться параллельно с мировым первенством). Участникам ЕТСС в воскресенье предстоит пройти две равноценные гонки по 50 километров каждая, а весь сезон ЕТСС-2013 будет состоять из 5 этапов, по сумме которых и распределятся призовые места. Кстати, ЕТСС в этом году празднует свое формальное 50-летие! В далеком 1963-м году был проведен первый в истории Туринговый Чемпионат Европы (ЕТСС), который включал в себя и 6-часовую гонку на «Нюрбургринге», городскую гонку в Будапеште и даже подъемы на холм (hill climb)! Первым Чемпионом Европы был коронован Питер Нокер. В 2007-м году в возрасте 79 лет этот гонщик скончался, и вот теперь в память о нем и в связи с юбилеем ЕТСС в этом году будет разыгран специальный «Трофей Питера Нокера». Его получат пилоты, одержавшие наибольшее количество побед в своих соответствующих классах. Остается надеяться, что несмотря на всю эту серьезную оппозицию, украинский пилот сможет побороться как за призовые места, так и за этот памятный приз!…

Пресс-служба Master Kart racing team